На северо-восточном берегу озера находится один немой свидетель старины – знаменитый Синий камень, овеянный множеством легенд и преданий.
Синий камень, как и другие крупные каменные глыбы в наших краях, - это осколки гор Заонежья и Приладожья, которые принёс сюда древний ледник. Само Плещеево озеро также лежит на дне гигантской котловины, продавленной колоссальным весом ледника.
Камень представляет собой огромный валун длиной около 3 м, шириной 2,2 м и массой примерно 12 т. Валун принесен последним Валдайским ледником из Скандинавии, и по структуре это кварцево-биотитовый сланец. Поверхность валуна испещрена мелкими бугорками и ячейками, а цвет – неоднородный, от темно-серого до серо-синего, в зависимости от освещения и влажности поверхности.

Что интересно – увидеть темно-синий оттенок камня сможет далеко не каждый – нужно будет дождаться дождя (и обязательно теплого), после которого должно обязательно выглянуть солнце. Только при этих условиях камень покажет вам свой легендарный цвет. У нашего синего камня целая палитра, которая зависит от освещения и погоды!

Именно из-за способности менять цвет камень и получил свое название. Аналогичные горные породы встречаются в южной части Скандинавии, их возраст составляет около 2,5-2,6 миллиарда лет.
Красота и цвет камня имеет вполне научное обоснование. Дело в том, что в своей основа камень состоит из нескольких минералов:
- Кварцевый биотитовый сланец придаёт синеватый оттенок;
- Кварц и биотит придают камню блеск;
- За белые прожилки отвечает кварцит.
История и мифология камня
Меряне заселили берега Плещеева озера в начале 1 тысячелетия нашей эры. Они верили, что по синим небесам, среди потоков воды, проезжал во главе своих храбрых воинов седой бог грозы Укко (фин.Ukko). Он поражал стрелами-молниями своих врагов и вселял отвагу в сердца мужчин.
Огромные сине-серые валуны, лежащие по берегам водоемов, меряне посвящали богу-громовержцу, и называли их Sini, – то есть «синий» (1). Наверное потому, что при ударе о камень железом, раздавался звук, напоминающий гром, и высекались яркие искры, которые, подобно молниям Укко, гасли среди речного потока.
Славяне, точнее, ильменские словене, которые начали осваивать плещеевские берега в IX-XI веках, принесли с собой культ Велеса (Волоса). Чертоги Велеса стояли на берегу реки Смородины, отделявшей славянский мир - Явь от Нави, синего Иномирья. Именно поэтому огромные камни синеватого цвета или оттенка, лежащие на границе стихий – славяне посвящали Велесу.
Огромные сине-серые валуны, лежащие по берегам водоемов, меряне посвящали богу-громовержцу, и называли их Sini, – то есть «синий» (1). Наверное потому, что при ударе о камень железом, раздавался звук, напоминающий гром, и высекались яркие искры, которые, подобно молниям Укко, гасли среди речного потока.
Славяне, точнее, ильменские словене, которые начали осваивать плещеевские берега в IX-XI веках, принесли с собой культ Велеса (Волоса). Чертоги Велеса стояли на берегу реки Смородины, отделявшей славянский мир - Явь от Нави, синего Иномирья. Именно поэтому огромные камни синеватого цвета или оттенка, лежащие на границе стихий – славяне посвящали Велесу.

Вскоре место древних мерянских и славянских богов официально заняли христианские святые: Илья пророк-громовержец, святой Власий – покровитель скота, и апостол Петр, стоявший с ключами на пороге Рая. И на Синие камни, которых немало сохранилось на Залеской земле, начались гонения: их убирали с привычных мест, разбивали, топили, закладывали под фундаменты христианских храмов (Синий камень на Красной площади г. Переславля-Залесского), укладывали под железнодорожное полотно или, разбив на мелкие куски, пускали на мощение дорог (Каменная баба у с. Берендеево Переславского района).
Синему камню, расположенному у Александровской горы, продолжали поклоняться и в 17 веке, да еще рядом с христианским монастырем (синий камень лежал в одном из оврагов Александровой горы, на которой еще в начале XVII века был небольшой деревянный монастырь). По благословлению святого Иринарха, дьякон Ануфрий закапывает Синий камень в землю, откуда талые воды его благополучно вымывают через несколько лет.
Зимой 1788 года непокорный камень грузят на сани и вывозят на лед озера с тем, чтобы доставить его на новое место: в Духовскую слободу под фундамент строящейся там церкви. Но лед не выдерживает тяжести, и камень опускается на дно озера с тем, чтобы через полвека выйти на берег озера Плещеева близ Александровой горы.
Зимой 1788 года непокорный камень грузят на сани и вывозят на лед озера с тем, чтобы доставить его на новое место: в Духовскую слободу под фундамент строящейся там церкви. Но лед не выдерживает тяжести, и камень опускается на дно озера с тем, чтобы через полвека выйти на берег озера Плещеева близ Александровой горы.

В настоящее время вся прилегающая к Синь-камню территория благоустроена и огорожена. К самому камню и дальше, прямо к берегу озера проложен деревянный настил, местные народные умельцы и предприниматели оборудовали вдоль дорожки палатки, где продаются различные сувениры.
Камень овеян преданиями, считается, что валун может исполнять желания. До сих пор считается особенным местом силы.
Слава о нем распространилась не только по России, но и за ее пределами. Независимо от времени года к камню едут люди, доверяя ему самое сокровенное.
Синие камни в Переславском районе
О широком распространении культа синих камней в нашем крае свидетельствуют исследования финского этнографа А. Альквист, зафиксировавшие в 1995 году в Переславском районе семь «синих камней»:
Добавим к списку ныне здравствующий Синий камень у стен Спасо-Преображенского собора (в данный момент перенесён на территорию музея), Лось-камень на берегу реки Нерль-Волжская, Синий камень близ поселка Берендеево.
- Синий камень на Северном берегу Плещеева озера у села Городище (наш);
- Синий камень в низине у деревни Скоморохово,
- Синий камень – лес, болото близ поселка Релинский,
- Синий камень – в 3-х километрах от деревни Деревково,
- Синий камень - возле деревни Городище (рядом с селом Глебовское),
- Синий камень у дороги близ села Романово,
- Синий камень на небольшом бугорке на опушке леса Строга за рекой Кубрь.
Добавим к списку ныне здравствующий Синий камень у стен Спасо-Преображенского собора (в данный момент перенесён на территорию музея), Лось-камень на берегу реки Нерль-Волжская, Синий камень близ поселка Берендеево.