Достопримечательности

Спасо-Преображенский собор

Маршрут1 Храмы и монастыри
Спасо-Преображенский собор ХII в. - древнейший храм Переславля-Залесского и самый ранний, из сохранившихся, архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества.
0:00 0:00
Image

Аудиогид

Был заложен Юрием Долгоруким в 1152 году, приблизительно в одно время с другими соборами, заложенными великим князем во Владимире, Кидекше и Юрьеве-Польском. Собор один из немногих сохранил наиболее близкий к первоначальному вид. Ровесники собора – высокие земляные валы - также Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском сохранились до наших дней, хотя и стали немного ниже.

Собор принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха.

В этом сооружении древним мастерам удалось в простой и совершенной форме создать архитектурный образ небольшого, но монументального главного обшественно-культового здания феодального города-крепости.
Спасо-Преображенский собор принадлежит к крестовокупольному четырехстолпному типу храмов византийской традиции. Его архитектурный облик предельно прост и идеально отвечает суровому духу своего времени. Его могучая красота - это сочетание лаконичных форм, ясной конструктивной логики и величавой статичности масс.

Стены переславского собора состоят каждая из двух очень тщательно выложенных из тесанного камня параллельных наружных стенок, промежуток между которыми заполнен белокаменным ломом и валунами и залит известковым раствором. Благодаря такому способу постройки собор и стоит до сих пор, и, хочется надеяться, простоит еще не одно столетие.
С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных. градообразующих элементов Переславля-Залесского.

В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.
1883 – 1884 гг. Двери и нижняя часть центрального прясла южной стены Спасо-Преображенского собора до реставрации XIX века. Традиционно, у входа в храм, расположены два архангела, один с мечом (Михаил ), другой (Гавриил ), записывающий входящих и выходящих из храма...
Спасо-Преображенский собор всегда был настоящей сокровищницей древнерусской культуры. К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие памятники: Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля), икона "Преображение" (ГТГ) и лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о былом великолепии интерьера древнего храма.
Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о "благолепии", сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.
Мраморные царские врата XIX в. Фотокопия иконы Преображения Господня. Феофан Грек. Хранится в ГТГ, около 1403 года.
В советское время службы в соборе были прекращены. Из него были изъяты все ценности; небольшая часть самых ценных вещей, таких, как потир (чаша) Юрия Долгорукого или Евангелие дьякона Зиновия, вывезли в Москву. Еще часть передали Переславскому краеведческому музею. Куда же исчезли остальные ценности и иконы - неизвестно. Собор также передали музею.

В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.

В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I.